8 день

Утром Дима уехал на работу, передав нас на попечение своему другу Андрею. Вместе с ним мы совершили небольшую экскурсию по городу, зашли в мотомагазин для уралов, купили автомат зажигания, прошлись по рынку и местным достопримечательностям.

На самом деле в этом дворе никакого камня нет.

Заброшенное здание банка

Пешеходная дорожка, упирающаяся в забор.

Мост через Бию.

Музей посреди дороги

После возвращения автомат зажигания был заменен, само зажигание настроено и мы двинулись дальше. Алтайские горы начинаются незаметно и неожиданно. Дорога вилась в лесу вдоль речки. Постепенно мощность мотоцикла опять начала падать. Мы остановились проверить в чем дело, но как ни странно все было в порядке. Отойдя от дороги на несколько метров, мы обернулись и увидели вот такую картину

Оказывается мы давно уже в горах

Поехав дальше, я обнаружил удивительную вещь. Мотоцикл не просто не тянул, он не тянул на спуске с горы. Стоило чуть бросить газ, как мотоцикл тут же останавливался. Озадаченный таким поведением мота, я включил датчики GPS  и с удивлением обнаружил, что мы едем в гору, причем высота набиралась довольно быстро. Похоже, что в горах GPS просто сошел с ума. Так, не спеша, мы доехали до парка «Бирюзовая Катунь». Это большой развлекательный комплекс, проехать в который можно только по мосту через Катунь. Проезд через мост платный, однако посмотрев на прейскурант, мы не увидели пункта «Мотоциклы». Охрана пропустила нас, правда им было лень поднимать шлагбаум и мы просочились между шлагбаумом и столбиком. В проехав по главной аллее, поставили мотоцикл на  неохраняемую стоянку (а есть еще и охраняемая); оправились изучать схему. По ней выходило, что комплекс довольно обширный, несколько километров по длине и ширине. Перекусив, мы поехали к Тавдинским пещерам.

Тавдинские пещеры представляют собой сеть вертикально-горизонтальных ходов на склоне горы. Даже до первой пещеры необходимо было забираться по очень крутой и длинной лестнице

В первой пещере, куда мы попали по стенам тянулись электрические провода с лампочками, но поскольку время было уже позднее, освещение было выключено. На входе нас встретила парочка влюбленных, у которых не было света и далеко отойти от входа они не могли. Пришлось стать проводниками. В пещере было много ответвлений, мы туда, где выше и круче. В какой-то момент высота пещеры стала такая, что нам пришлось идти гусиным шагом. В конце концов мы оказались на верхнем выходе из пещеры. Тропинка поднималась все выше мы полезли (шагать уже было практически нельзя) по ней и оказались на смотровой площадке, ограждение которой состояло из натянутой веревки.

Решив, что дальше ничего нет, мы уже собирались спускаться вниз, как друг услышали голоса, доносившиеся из леса. Мимо нас прошла группа парней, которые делились между собой точками зрения на способ спуска: лезть на прямую по склону или обойти по лестнице. Они сказали нам, что там еще полно пещер, и мы пошли дальше. Дальше действительно  были живописные места. Мы прошли естественную арку образованную узким гребнем скалы

И пещеру с двумя входами, которая заканчивалась узким проходом ведущим на нижний  уровень.. Проход был настолько узок, что в него смогла пролезть только Ольга.

Затем тропинка снова раздвоилась, и мы снова полезли наверх. Наверху была оконечная смотровая площадка, уже без ограждения и дыра в земле. Вход был очень узкий, однако, когда мы пролезли в него, то оказались в просторном месте. На дне был короткий горизонтальный проход в другой грот, откуда ходы вели и вниз и вверх. Вверх лезть было довольно скользко, и мы полезли вниз.

Еще один грот, куда свет уже совсем не проникает.

Затем опять вниз, причем проход такой, что я еле протиснулся, фотография на память

Наклонный проход с поворотом и мы очутились на входе в пещеру, которую мы прошли второй. Для нас  это был сюрприз. Оказывается, когда мы были в ней, то этот подъем не приняли во внимание из-за его узости. Поскольку уже начинало темнеть мы спустили вниз и поехали искать ночлег. Выехав с Бирюзовой Катуни, поехали обратно, опять чувства показывали, что мы поднимаемся наверх, GPS показывал, что спускаемся вниз. Увидев указатель «оз. Манжерок», мы решили заночевать там. Проехав через поселок, остановились у контрольно-пропускного пункта. Мы были наслышаны о том, что «Алтай везде приватизирован» и Ольга пошла узнать, сколько стоит проезд. К  удивлению, нас пропустили бесплатно. Проехав еще немного, мы остановились в лесополосе, нашли место у самой воды и, разбив лагерь в 1 палатку, легли спать. К нашему удивлению комаров не было совсем.

9 день

Разбудила нас громогласная женщина, которая, плавая по озеру, уговаривала кого-то присоединяться, поскольку вода уж очень теплая. Проснувшись, мы  огляделись. Озеро Манжерок небольшое. Километра 2 в длину и примерно полкилометра шириной. С противоположной стороны озера возвышались горы. С нашей стороны до гор было несколько километров луга и леса. Прикинув по расстоянию, что обходить озеро довольно далеко мы  решили совершить восхождение на те горы, которые подальше, но на нашей же стророне. Оставив палатку и мотоцикл в стихийном лагере, отправились в путь. По пути я наметил маршрут подъема так, чтобы он проходил по хребту без деревьев. Однако чтобы дойти до него, надо было преодолеть степь, потом лес. Идя по лесу, мы заметили, что постепенно спускаемся вниз. Спуск становился все круче и перед самой горой мы вышли на русло высохшего ручья, сразу за которым начинался резкий, круче чем под 45 градусов подъем.

С передышками и остановками мы залезли на нижнюю часть хребта, где увидели огромное вывороченное дерево, лежащее на склоне. Кстати, на склонах росло много уже знакомой нам ягоды костяники.

Дорога по хребту, с обеих сторон крутой спуск.

Постепенно открываются красоты Алтая.

Идти в гору по лесу было очень неудобно. Усталость давала знать о себе. И было непонятно, где же та вершина без деревьев, подъем по которой я наметил. Когда же мы поднялись выше леса, оказалось, что он покрывал небольшой хребет, который мне издалека показался частью горы и который мы прошли насквозь по самому длинному пути. Выйдя из леса, мы обнаружили, что прошли только треть подъема. Чем выше мы забирались, тем труднее было дышать, тем больше болели ноги и тем красивее вид открывался пред нашими глазами.

Река Катунь.

Вид на озеро Манжерок с высоты

С еще большей высоты

И с самой высокой точки

На самой вершине GPS показал высоту 800 метров притом, что мы начали восхождение с 300. Такие подъемы учат уважать профессиональных альпинистов. Отдохнув, мы спустились по склону без деревьев. Издалека он казался гладеньким, а на деле оказался покрыт ровным слоем травы высотой с метр. В ней запросто можно было споткнуться и дальше полететь кубарем. Возвращались порознь. Когда я пробиралась через лес, почудилось, кто-то метнулся рядом: то ли лось, то ли человек пробежал. Остановилась: никого. Пошла дальше - и увидела, как с ветки на ветку перелетела поодаль огромная ночная птица. Я шла, а она не позволяла близко подходить к ней, при этом не улетала далеко, наверно ей было плохо видно при дневном свете. Вернулись в лагерь уже далеко за полдень. Я решила непременно доплыть до середины озера - и была вознаграждена зрелищем нежно-белых распустившихся кувшинок, которые занесены в Красную Книгу. По возвращении проспали почти до вечера. Вечером к нам подошел мужичок и попросил оплатить место за палатку. Спросонья мне показалось, что одно место стоит 500р. в сутки и я на автомате сказал, что мы уже уезжаем. Мужичок пожал плечами и  сказал, хорошо, но мы утром опять придем. Потом Ольга мне сказала, что он просил всего 50р. Сбор этот взимался за поддержание берега озера в чистоте: каждый день приезжала к контейнерам мусоровывозящая машина, часть мусора собиралась вручную. Однако слова были уже сказаны, мы собрались и поехали дальше. Выехав на шоссе, мы решили пополнить запасы воды в целебном источнике. Однако мы подзабыли, в какой он стороне. Доехав до Бирюзовой Катуни, мы поняли, что едем не туда и повернули обратно. Добравшись до источника, мы взяли водички и остановились на берегу Катуни на ночевку.