14 день, 9.08.08

Утром, на свежую голову, мы поняли, что бензина нам не хватит, если ехать по выбранному маршруту. До Телецкого озера оставалось около 73 км. Последний раз возможность заправиться была в Улагане, но мы ее пропустили. Далее никаких заправок не будет, сказал персонал турбазы. Оставалось пол-бака бензина. Доехать на нем до Телецкого, обратно и вернуться в Улаган совершенно нереально, даже учитывая 1,5 л НЗ. Поскольку еще и время поджимало (осталось совсем немного до начала пути в Самару), решено было вернуться в Акташ и посмотреть на Телецкое озеро с северной стороны, возле Артыбаша.

 

Бензин еще можно было, в принципе, стрельнуть у водителей грузовиков, но было еще одно препятствие – 20 км по дну высохшей речки. В конце концов мы и так далеко забрались на нашем Урале.

20 км по такой дороге? Ну уж нет.

 

Путь между гор до юга Телецкого озера

 

Подняться на перевал оказалось не так-то просто. Пока Костя преодолевал подъем на нижний, 9-ый виток перевала, я шла в гору, нагруженная рюкзаком и сумкой, которые было решено снять с багажника. Как ни медленно я поднималась, обогнала тем не менее джипа-паркетника, намертво забуксовавшего посреди пыльной дороги.

Непосредственно перед подъемом мы увидели, тоёту то ли камри, то ли еще какую, привязанную на тросе за джипом лексус. Хотелось бы посмотреть на это действо, однако глотать их пыль не хотелось сильнее.

 

Забуксовавший джип

Этот подъем я долго буду вспоминать как страшный сон. Неровная каменистая дорога. Причем камни не утрамбованы, вылетают из-под колес на раз. Джипам хорошо: у них есть пониженная передача, а у меня с 10-м редуктором даже первая – скоростная. Мотоцикл подпрыгивал передним колесом на каждой кочке, норовя встать «на козла», я в который раз благодарил синхронизатор карбюраторов, который даже на очень малых оборотах позволял двигателю упорно тащить мотоцикл вверх. Можно представить, как тяжело ему было, поскольку скорость подъема не превышала 5-10 км/ч.

 

Самая крутая часть перевала Кату-Ярык

Поднявшись до первого поворота, я оставил мотоцикл остывать, а сам пошел вниз, что бы помочь Ольге нести вещи.

 

Костя решил спуститься и помочь мне с багажом

 

Когда мы поднялись до мотоцикла, Ребята на проезжавшем мимо джипе предложили подкинуть до вершины перевала с вещами. Я не стала отказываться, и остальная часть подъема прошла для меня незаметно, словно мы ехали по обычному шоссе слегка в горку. Такая вот огромная разница – ехать на джипе или на мотоцикле! Эффекта присутствия в этом месте не ощущаешь.

 

Дальше я поднимался по следующему простому правилу: два отрезка серпантина – 100г воды на каждую головку и 1 мин отдыха не выключая двигателя. С самого низа вперед нас ушли несколько внедорожников-иномарок и три «Нивы». Все внедорожники я постепенно обогнал, а вот «кипящих» Нив на обочине я не приметил. Слава советскому автопрому!

 

 

Основная часть машин после подъема вынуждена была остывать.

 

Перевал Кату-Ярык и долина рулышман

Белая «змейка» - начало перевала Кату-Ярык в долине рулышман

 

Видео: Перевал Кату Ярык

На Улаганском перевале нас догнала Нива и сидевшая в ней женщина сняла нас на видеокамеру и даже взяла короткое интервью про наше путешествие. "Привет Самаре из солнечного Барнаула!" – она была в восторге от своей видеонаходки. Потом мы увидели вдали заснеженные вершины, которые просмотрели по пути «туда»:

 

 

 

Остановились возле магазинчика в Улагане; я отправилась покупать лимонад и мороженое. Продавщица, девушка-алтайка, увидев нас, перестала закрывать магазин и снова его открыла. Несмотря на то, что была середина дня, она закрывала магазин, чтобы с семьей отправиться на покос.

Подъезжая к магазину, я увидела очередной аил; он строился одновременно с домом! До этого момента я считала аилы данью традициям, сохранившейся стариной. От девушки-алтайки я узнала, что в доме живут зимой, а в жаркое время года переселяются в стоящий поблизости аил.

Пока мы ели мороженое, к нам подошел откуда-то алтаец, явно навеселе. Гена все еще отмечал день десантника. Он намеревался непременно угостить нас пивом, и даже потребовал у хозяйки магазина открыть его ради этого. От него мы узнали, что началась война с Грузией. Это была для нас неожиданность, поскольку во время путешествия новостей из большого мира мы не получали никаких.

 

Как только выбрались в Акташ, двинулись в обратный путь по горной извилистой дороге.

По пути на Телецкое озеро остановились дважды: в кафе "Чуй-Оозы", возле которого сохранилось несколько древних петроглифов (рисунки на камне) и в котором мы пытались попробовать кумыс (показался нам совершенно несъедобным)  и  на трассе возле речушки Большой Яломан – искупаться в неглубокой горной реке.

 

 

           

 

На подъеме мы встретились с группой мотоциклистов. Они выскочили из-за поворота очень неожиданно, я еле успел поднять руку для приветствия.

Взобравшись на перевал Чике-Таман, спускались на сцеплении, давая отдых мотору, а в это время нас обогнал местный байкер на Иж-планете, всем видом показывая, что соревнуется с нами. Когда перевал остался позади, он развернул смой мот к ближайшей деревушке.

Вечер в горах наступил как всегда неожиданно: как только солнце спряталось за гору, наступили сумерки.

Закат в горах

 

До Чекитамана мы парились на 30-ти градусной жаре, а после него по мере спуска температура заметно понижалась и в самом низу не превышала 18-20 градусов.

Уже темнело, когда мы проезжали через перевал Семинский. Здесь мы встретились с хамством на дороге. Водитель полулегковой машинки ехал, не торопясь, по однополосной дороге со сплошной разделительной, виляя, когда мы пытались обогнать его по той же полосе. Несколько раз выбрасывал в окно бумажки. Доехав, наконец до своего неприметного поворота встал посреди дороги, не торопясь сворачивая с единственной разрешенной полосы. Тут уж мы его обогнали, и не вспоминали больше.

 

На Семинском перевале встретилась деревня «в две калитки», не первая такая попадается за последние дни. Мелькнувшее название тут же сменилось такой же табличкой с перечеркнутым названием. Деревня (или село?), в котором нет ни школы, ни церкви, ни почты. Лишь два хозяйства с участками земли и хозяйственными постройками, свой же и скот.

Мини-деревня Зайсанская Елань

 

Рассчитывая уехать как можно дальше в сторону Артыбаша, мы не остановились вовремя на ночлег. Когда же совсем стемнело, стоянки «дикарей»-отдыхающих вдоль дороги почти исчезли, а в редких местах, где они встречались, в темноте было совершенно непонятно, как они туда попали, поскольку никаких съездов с дороги поблизости заметно не было, а находились они порой намного ниже уровня дороги.

Проехав через Усть-Сему и еще несколько селений, снова стали обнаруживать стоянки людей. Наконец, и мы разбили лагерь на берегу Катуни. Как будто в честь нашего приезда на другом берегу в отдалении начался салют. Зрелище было поистине великолепным, но вызывало у меня опасения, что эхо выстрелов, отдающееся в горах, может вызвать где-нибудь обвал. 

Стоянка была платной, но не встретив сборщика податей, мы поставили палатку и спокойно легли спать.

 

Часть 9       Алтай2008            Часть11

Используются технологии uCoz