День 11
Проснувшись с утра мы увидели, что за окном светит солнце.
Вчерашний дождь уже казался дурным сном.
Мы подумывали о том, чтобы отправиться на Каракольские озера на лошадях. Возможно, это будет быстрее, чем пешком, мы не так уж вымотаемся и сможем после этого спокойно вернуться в Эликмонар. Цена прогулки на озера оказалась 700 руб. с человека за лошадь, плюс еще за проводника 700. Итого 2.100 на двоих. В общем, мы решили прогуляться пешком.
Договорившись с коневодами, о том, что они
присмотрят за мотоциклом, мы пошли к тропе, которая вела к Каракольским озерам.
Надо было за 8 км пешего пути набрать километр высоты. Грузовики тем временем
уже подвозили туристов. Мы пристроились к одной экскурсии и пошли вместе, хотя
вообще-то тропа была одна. Кто-то из туристов, следуя примете, взял с собой камешек.
Говорят, если его донести до конца, то сбудется желание.
Капли воды сверкают на иголках в лучах
утреннего слонца.
По общему мнению до Каракольских озер на
транспорте добраться было нельзя. Правда, коневоды посмотрев на наш мотоцикл
сказали «да вы бы проехали», но второй раз искушать судьбу уже не хотелось. Как
обычно сначала дорога было очень даже ничего, потом становилась все хуже и хуже
(для езды).
мост через приток речки
Река, вдоль которой шла дорога где-то
впереди разделялась на две части, а затем соединялась обратно и в результате мы
шли внутри острова, со всех сторон окруженного водой.
Подъем все круче.
По камням
Подземная река. Вода течет где-то под
камнями, изредка выходя на поверхность.
Тропинка тянулась вдоль края обрыва и была
просто усыпана камнями. Приходилось скакать как горным козлам.
Постепенно мы вошли в еловый лес и надо
было карабкаться по крутому склону исполосованному корнями елей. Под дороги мы
догнали группу людей с большими рюкзаками, которые шли до Чемала. Для
справки: от Элекмонара до Чемала 13 км
по шоссе да еще 27 км в горы. Люди
просто фанаты. И вот на этом склоне нас накрыл ливень. Сразу стало холодно и мы
моментально промокли. Наши мотокуртки продержались несколько минут. Дождь
продолжался минут сорок. За это время мы успели пройти остаток пути и выйти к
истоку реки, вдоль которой шли. Река начиналась у седьмого каракольского озера.
Озеро небольшое и ничем не примечательное. Мы были даже немного разочарованы.
Седьмое озеро соединяется с шестым. А вот шестое с пятым соединяется через
подземную реку и находится на расстоянии около километра. В том месте, где река
впадает в озеро лежали огромные камни.
Река среди камней.
Мы вышли из леса и стало видно, что впереди
нас находится перевал. Еще немного вперед и мы на берегу пятого озера.
На берегу озера находится турбаза. Первое,
что нам бросилось в глаза это стоящий ГАЗ-66. Все начали возмущаться, почему их
не привезли на машине, на что экскурсовод сказал, что им продали пеший маршрут,
а если бы туристов возили на машине, то они и красот таких не увидели бы и
денег столько бы не заплатили. Мы попили чаю по ресторанным ценам, пофоткались
и пошли дальше.
Дерево с огромными корнями.
И снова по камням, под которыми течет
вода.
Небольшой привал после набора высоты.
четвертое озеро
Третье озеро, впереди гора.
Горный пейзаж.
Второе и последнее.
Дойдя до второго озера мы остановились. Экскурсовод
сказал, что первое озеро еще намного выше и все заросшее камышом. Все уже
устали, поэтому даже обрадовались. Те кто донес взятые внизу камни смогли
положить их на довольно внушительные пирамиды из ранее принесенных камней.
Небольшой водопад, по которому вода из
первого озера попадает в третье
Мы остановились перед большим, метров 200
высотой подъемом из насыпанных камней, на середине которого белели два
небольших ледника. Причем сначала подъем был довольно пологим, а под конец
наклон превышал 45 градусов. Пока мы
отдыхали эксурсовод рассказал историю о том, как два парня десантника добрались
до ледников и принесли обратно снега. Мне и раньше очень хотелось залезть на
эту гору, а после рассказа желание стало непреодолимым. Оставив вещи у озера,
мы полезли вверх.
Гора, куда мы полезли.
Подъем с травяным покрытием мы преодолели
довольно легко, когда же пошли голые камни, оказалось, что они лежат очень
неустойчиво и приходилось прыгать по большим булыжникам.
2,3,4 Каракольские озера.
Когда мы добрались до ледников. Люди в
низу казались не больше муравьев.
Вот по почти такой крутизне мы и
поднимались
Последний привал перед рывком на верх.
Когда угол подъем перевалил за 45 градусов
камни начали уходить из под ног и рук. Дальнеший подъем все больше напоминал
игру в рулетку, и мы с тяжелым сердцем решили его прекратить. До конца
оставалось метров 30. Как раз в этот момент на вершине показалась другая
экскурсия. Мы прекрасно слышали как эти люди разговаривали между собой, но
сколько мы не орали, они нас так и не услышали.
Спускаться всегда тяжелей. Приходилось
рассчитывать маршрут так, что бы под нами всегда были большие камни, что если
что далеко не улететь.
Последний из ледников
Уже почти спустились.
Когда мы уже почти спустились, стали
слышны странные звуки, напоминавшие однократный пронзительный писк. Этот писк
повторялся с нерегулярной периодичностью. В конце концов мы заметили источник
писка.
Алтайская горная мышь.
Спустившись к озерам, мы обнаружили, что
группа ушла. Надышавшись чистым горным воздухом, мы были полны решимости ее
догнать. В режиме легкого бега мы спустились к турбазе. Там как раз был обед.
Нас приветствовали как героев. Почему-то люди решили, что мы дошли до вершины.
Мы не стали их в этом разубеждать. Быстро перекусив мы пошли обратно, надеясь к
вечеру быть на Катуни. По дороге мы свернули не туда и потеряли примерно
полчаса прежде чем вышли на нужную дорогу. Спуск по тропе всегда быстрее чем
подъем и где-то на середине спуска мы опять обогнали нашу группу. Спустившись к
коневодам, мы стали искать машину, которая бы отвезла нас с мотоциклом к
Катуни. Как назло все грузовики были ориентированы на перевозку людей. К вечеру
мы нашли один борт, но его водитель согласился нас отвезти только завтра утром,
если к тому времени мы сами не уедем. Коневоды подсказали, что есть дорога,
которая минует 5 бродов из 7 и я пошел ее смотреть. По пути меня догнал
грузовик с туристами за рулем которого был как раз тот водитель, который нам
сказал «да вы проедете». Он посадил меня на крышу и повез до развилки на
обводную дорогу. Путешествие на крыше ГАЗ 66 увлекательно и опасно. Машина на
кочках наклоняется очень сильно и ползет медленно как гигантский жук. Дорога
оказалась грунтовкой слегка высохшая после дождя. Перспектива меня не очень
радовала, но штурмовать броды не хотелось еще больше. Поездка так захватила
меня, что я не заметил, на сколько далеко мы уехали. Оказалось почти на 5 км.
Пока я вернулся в Усть-Тур был уже вечер и мы решили отложить старт на завтра.
Мы разбили палатку около пустующего летнего домика. Когда я перегонял мотоцикл
к палатке, нарвался на мокрое бревно в траве лежащее наискосок. Падение было
мгновенным. Спасли кофры, благодаря которым мотоцикл не сильно накренился и я
смог спокойно из под него выбраться.