День 18.
Сегодня утром мы уехали из Гагр. Позже мы пожалели об этом.
День начинался с прекрасных пейзажей.
Намереваясь попасть в Новый Афон, принялись искать заправку. Вчера, возвращаясь из Рицинского заповедника, не нашли 76 или 80 бензина. Костя махнул рукой и залил немного 92-го.
Заправки встречались (действующие) очень редко и на них виднелись сегодня чудовищные очереди. (Всему виной слухи, что бензин подорожает, да и вообще его скоро не будет. На некоторых заправках его действительно успели раскупить.) Их можно было сравнить разве что с очередями советских времен. Причем бензин, как правило, был только одного вида: 92 или 95. 76-ой нам так ни разу и не попался на территории Абхазии. Мы пристроились в хвост длинной очереди, а когда были уже рядом, двигаться она перестала. Время от времени кто-нибудь говорил: «О, вы же на мотоцикле! Зачем стоять? Езжайте между машинами, вы пролезете»,- на что мы недоуменно пожимали плечами. Теперь же очередь совсем застряла.
Колонка была одна, очереди 2, а многие абхазы внаглую подъезжали с другой стороны, сдавали задним ходом до колонки и не выпускали тех, кто уже заправился, под тем предлогом, что их нужно заправить, чтобы они могли пропустить. Единственный сотрудник заправки за кассой заявил, что он ни при чем, «они же сами друг друга пропускают!», а наглые абхазы подходили к нему с обратной стороны очереди, совали деньги и говорили: «У меня красная шестерка вон там, видишь? 25 литров», а потом, выхватывая друг у друга заправочный шланг, кричали: «Алик, шестерка, 25, давай!» Этот обезьянник длился долго, и напомнил мне известную у подростков ситуацию, когда несколько парней, издеваясь над одним, перебрасывают друг другу его шапку. Слава богу, обычно из этой ситуации вырастают, подумала я. Ситуация решилась путем 10-минутного громкого возмущения в их адрес. И хотя бензин они нам налили (так и не выпустили из рук шланг!), настроение было испорчено. Не было уже никакого желания не только ехать в Новый Афон, но и вовсе оставаться в этой стране. Хотелось поскорее уехать.
Постоянные контрасты Абхазии: брошенные многоэтажки и процветающая заправка с узорчатыми заборами.
В Новом Афоне было кафе по ресторанным ценам. Попробовали местные сладости – аджинджух – это фундук в соке.
Касса Новоафонской пещеры находится в холле большого здания, в котором мы увидели электрички! «Куда идет эта электричка?», - спросила я у девушки из службы охраны. «В Новоафонскую пещеру»,- ответила она, пожав плечами. О масштабах пещеры можно было судить по обнаруженному плакату, который гласил: в одной из залов Новоафонской пещеры по понедельникам проводится концерт духового оркестра!.. В кассе висело объявление: «На сегодня все билеты в пещеру проданы». Причем висит оно, похоже, постоянно. От кассы тянется очередь: люди покупают билеты на другие дни. Но у нас есть только сегодня.
Напротив знаменитой пещеры возвышался на горе Новоафонский монастырь:
Мы пошли к морю, позагорать. Прозрачным намеком на то, что спокойствие в этой стране очень призрачно, были два военных корабля, стоящие на якоре напротив пляжа. Дважды начинал идти дождь. Это стало последней каплей в чаше терпения, и мы поехали в Россию. На таможне, памятуя о чудовищно огромной очереди для пассажиров, я решила сопровождать Костю и мотоцикл. Прошли быстро, да и очередь оказалась небольшой.
На российской границе все тот же черный Урал. Появляется его владелец – старший лейтенант таможенной. Он говорит, что нам в Абхазии делать нечего, а мы говорим, что мы это уже поняли и возвращаемся. Он заводит свой мотоцикл, который кроме отменного выхлопа имеет контурную подсветку, и уезжает. Через некоторое время мы делаем то же самое и сразу же после въезда на территорию РФ заправляем Верблюда нормальным бензином. На этот раз на российской границе мало желающих попасть в Абхазию. Снова удивляемся.
Долго ехали по перевалам. После Гагрского воздуха я валилась с ног от ударной дозы угарного газа на трассе. Особенно зашкаливала его концентрация в тоннелях возле Сочи. Ночевать остановились у моря в селении Каткова Щель. Всю ночь поблизости шатались люди, на берег выезжали машины совсем рядом с палаткой, по железной дороге громыхали составы, но немного поспать все же удалось.
День 19.
Сегодня с утра мы решили не торопиться и позагорать-таки на пляже, коли уж мы попали на море. Было только около 8 утра, но на пляже появились уже первые загорающие.
Расположившись на пляже, я продолжила свой утренний сон. Через 3 часа на всем протяжении пляжа яблоку некуда было упасть. Девушка-негритянка под зонтиком плела всем желающим косички; еще двое негров, экзотически одетые, позволяли сфотографироваться с ними за плату. Мы тронулись в путь. Обратная дорога по российскому побережью была удачнее: попутных машин мало, пробок никаких! Когда становилось совсем жарко, мы шли купаться на пляжи, расположенные вдоль трассы. В Туапсе искупались снова. Здесь дорога к пляжу была длинна и все время спускалась вниз. Пляж был официально признанным, но заходить в море было неудобно, т.к. вдоль берега в воде лежали длинные бетонные блоки.
Дальше наша дорога уходила от моря и вела нас к Майкопу через горы и наш любимый Шаумянский перевал.
Начало Шаумянского перевала.
За 3 года, которые мы не виделись, его не заасфальтировали. (По слухам, собираются.) После карельской гравийки на Суоярви и узкого серпантина дороги на Ауадхару Шаумянский перевал преодолели легко. Страшно было однажды, на спуске, когда встречная машина, вывернув резко на крутом витке из-за горы и явно не вписываясь в поворот, вместо того чтобы притормозить, газанула. Я увидела бампер, метящий в нас, и мысленно крикнула водителю: "Тормози! Тормози!". Верблюд покачнулся, пытаясь уйти в сторону, но справа от нас была пропасть. Не знаю что помогло, он все-таки успел затормозить. В крови долго еще присутствовал адреналин от пережитого.
Вскоре вывернули на знакомую дорогу через Апшеронск. На линии горизонта лежала черная туча. Очевидно, нам ее не миновать! Поближе к ней подъехав, надели дождевики. Как это бывает в горах, въехали в стеновую завесу дождя и вскоре выехали на сухой асфальт.
Ночевали в Майкопе, у тех же родственников, что и на пути в Абхазию.
День 20.
Начинается окончательная дорога
домой. Мотоцикл помимо прочего загрузили медом под завязку. Как всегда, для
родственников и родственников их родственников. Живущие в Майкопе – пасечники.
Для того, чтобы так загрузить Верблюда, нам приходится отказаться от всех
вещей, без которых мы можем прожить 3 дня. Их накануне Костя отправляет по
почте. Естественно про балансировку уже
никто не думал, что не замедлило сказаться на управлении.
На выезде из Майкопа меня долго
и упорно пробивали по всем возможным компьютерам и спискам. В конце концов,
сержант со вздохом (именно со вздохом)
вернул мне права. На участке Армавир –
Сальск встречный и боковой ветер потрепал верблюда, однако теперь он в лучшей
форме, чем в первый день путешествия. Заметно холодает, уже нет такой жары,
которая сопровождала нас на юге и в Майкопе. В Сальске делаем перерыв на обед и снова в путь. Рвется трос
спидометра. Жаль, теперь пройденное расстояние исчисляется только по карте.
Незаметно доехали до Кательниково и по старой привычке заночевали в лесополосе.
Хотя это были скорее отдельно стоящие деревья.
День 21.
Сегодня уже совсем холодно. При этом пасмурно: вот-вот пойдет дождь. Резкие порывы ветра – мы отправляемся в путь. Едем в сторону Волгограда. Вокруг отдельными фронтами идут дожди. Дорога петляет – непонятно, когда дождь начнется у нас на пути.
Дождь… Наконец, доезжаем до Волгограда. Хороший город, но длинный. После Волгограда продолжение – город
Волжский, а затем и пос.Средняя Ахтуба. Едем
через весь город, пытаясь узнать, где поворот на Среднюю Ахтубу. Все говорят
«Дальше», в конце концов, выезжаем на нужную развилку и оказывается, что она
соединяет обводную дорогу, дорогу через город и дорогу через плотину. Черт!
Надо было сразу ехать по обводной. Снова начинается дождь. На дорогах
появляются огромные, в несколько десятков метров лужи. Похоже, что ливневая
канализация просто отсутствует. Едем долго, петляя по промзоне. Сплошные
пробки. В конце концов, выезжаем из города и приезжаем на место.
Нас уже ждут с нетерпением. И не могут поверить, что мы всего на час. За разговором оказывается, что из Волгограда в Ахтубу ходит паром, а мы сделали гигантский ненужный крюк. Нам пора. Фото на память и взгляд за окно: снова начинает моросить. Одеваем на ноги пакеты. Обратно ехали уже по более прямой дороге, но с большим количеством луж. После Волгограда дождь идет лишь периодически. Под вечер доезжаем до Камышина и начинаем искать поворот на Котово (в наших планах посещение аномального места – Медведицкой гряды). Оказывается, что поворот в самом Камышине, а мы уехали уже на 20 км. Возвращаемся. Второстепенная дорога узкая, а лесополоса плотная. Едем в темноте, как в узком туннеле. Машин практически нет, жилья тоже. Где мы, сколько едем – непонятно. В конце концов, приезжаем в Линево, сворачиваем на нужную дорогу и едем дальше. Местами вдалеке огни нефтедобывающих станций. Едем как в космосе. Дорога начинает резко портиться, приходится свернуть на ближайшую дорогу в поле и заночевать. В средней полосе в августе было как в августе. В ночевке пригодилась подаренная нам в Средней Ахтубе плащ-палатка: прижимая спальник, она дарила тепло холодной августовской ночью.
День 22.
Утром спорим, туда ли мы едем. В картах – разногласие по этому
вопросу. Возвращаемся в Линево и едем в
сторону Жирновска, поскольку по карте на участке Линево-Жирновск есть дорога
прямо до Медведицкой гряды. Останавливаемся
уточнить дорогу у местных. Они говорят, что прямой дороги нет, а есть только
обводная, по которой мы ехали вчера. Возвращаемся в Линево и ложимся на правильный курс. Медведицкая гряда видна вдалеке, подъездов
нет, а дорога делает большой, километров в 30 круг. В конце концов, доезжаем до
села Новинка, где асфальт кончается. До конечного пункта – 8 километров
пешком! Грунтовка представляет собой песок с водой. На ней перегруженный мотоцикл неуправляем. Местные предлагают оставить
мотоцикл «у двора» и сходить пешком. От этой идеи в итоге отказываемся,
поскольку сегодня надо быть уже в Самаре. Через Линево-Жирновск-Калининск
выскакиваем на А38 и едем на Саратов. Мотоцикл начинает хуже тянуть – похоже на
начало прогара клапанов, но если идти на полном газу, то тяги хватает. Дожди,
к счастью, закончились, но холодный мокрый ветер продувает до костей. На трассе
возле Калининска не торопясь обедаем в кафе, стараясь запастись теплом впрок. Доезжаем до Саратова и видим указатель
«Самара». С радостью поворачиваем в указанном направлении. Перед мостом через
Волгу многокилометровая пробка, обгоняем всеми правдами и неправдами.
Заправляемся и проверяем масло. Его ушло совсем немного, похоже поршневая
прикаталась. В Марксе по традиции покупаем курицу-гриль, которую будем есть уже
в Самаре. Последний раз заправляемся в Балаково, с удивлением обнаруживаем
обводную дорогу в Пугачеве и едем, едем домой. Перед самой Самарой мотоцикл
начинает издавать скрежещущий звук на кочках. Приходится ехать медленно, но уже
ничего не страшно, поскольку мы уже дома.
P.S. Неудачная
проточка клапана привела к тому, что его шляпка загнулась, как закрытый цветок.
После двух дней простоя мотоцикл завести не удалось из-за отсутствия
компрессии. Скрежещущий звук издавало отломившееся боковое крепление заднего
крыла. Осмотр показал, что трещина была уже не первый сезон. Как оставшееся
крепление выдержало такую все перегруженного мотоцикла, да еще с пассажиром
– просто не понимаю. В дороге порвались
все тросики, кроме тросов газа. Сгорела спираль ближнего света в фаре и одна из
дополнительных фар набрала воду. Раза два регулировал подшипники колес. Не
считая досадного случая с поломкой стопорного кольца, особых проблем не
возникло.