День 13.
Выезд с заправки, возле которой пришлось заночевать. Все верно, нам направо! J
Вскрытие показывает, что отломился кусочек стопорного кольца (интересно когда?), вспорол поршень и цилиндр с обоих концов, разрезав кольца как ножом. Выламываю остатки колец, ставлю обратно цилиндр и едем на исправном цилиндре дальше. До Кореновска ехали о-очень медленно. Где-то на развилке встретился выездной пост гаишников. Было очень смешно, что, глядя на нас, один из них качал головой, принимая наше медленное перемещение на свой счет!
В Кореновске Ольга садится на
автобус до Майкопа, я еду один. Если местность ровная, то, в общем, и на
третьей ехать можно. Пришлось набрать бутылку воды и временами «орошать»
оставшийся цилиндр. Так и доехал.
В Кореновске наши пути расходятся. Единственный ежедневный рейс на Майкоп с автостанции собирается отправляться через 40 минут. Я остаюсь его ждать, Костя уезжает. Ехала я эти 150 км полдня! Я и не думала, что приеду раньше Кости, но я недооценила особенности местных водителей. Похоже, им торопиться некуда. Я же успела привыкнуть, что стартующие из Самары рейсовые автобусы медленно пробираются к выезду из города, а затем держат скорость, которую позволяет держать трасса (около 90).
Наверно, выглядела я как-то непривычно для пассажиров, в грязной дорожной одежде, без багажа и со шлемом в руках. Одна женщина, оглядев меня, решила накормить, поделившись припасенной в поездку курицей и хлебом. Она, как выяснилось, направлялась в высокогорный район, в свою деревню. В этой местности мы уже когда-то были, там очень красиво. Красиво, согласилась она, если просто проезжать через эту местность. А постоянно жить в таком месте скучно, и работать негде.
В Майкопе меня встретили. Оставшуюся часть дня просто отдыхали.
День 14.
Сегодня отдыхаем, покупаем на
рынке запчастей новую поршневую, автомат опережения зажигания, трос сцепления и
так по мелочи. Собираю двигатель – опять угол наклона кожухов штанг толкателей
не подходит и опять приходится загибать штанги напильником!!!
Весь день проходит в бытовых хлопотах. Стираю все обмундирование, набираю провизии в дорогу. Приходится срочно искать ателье и куски джинсовой ткани: накануне отъезда не стала менять привычные джинсы на новые (примета!), а на 4-ое путешествие их хватало с трудом. Ателье уже закрыто, стучу. Мне идут навстречу.
Купила подарок бабушке. Завтра у нее день рожденья, и мы хотим ее поздравить. По этому поводу старт будет отложен на середину дня.
Вечером отправляемся пешком в гости к родне.
День 15.
Короткая обкатка и вперед в Абхазию.
Выехали из Майкопа в середине дня. Едем медленно и осторожно. В Апшеронске решаем через Шаумянский перевал не ехать и поворачиваем на Горячий Ключ. Через Горячий Ключ дорога длиннее, но зато, по всем отзывам, она асфальтовая и без перевалов. В режиме обкатки это становится решающим.
Через пару километров асфальт кончается и начинается рыхлый грейдер. При этом вместе с ужасным грейдером начинаются и перевалы! Горы сотрясаются от мата моего пилота! Я вспоминаю вдруг старичков в небольшом селе, где мы сделали разворот с Шаумяна на Горячий Ключ. Я случайно обернулась в этот момент и прочла удивление на их лицах. Один даже протянул руку вслед и шевельнул губами: «Ну куда же вы?!». Тогда мне показалось это смешно: они же не знают, куда нам надо.
Вот нас занесло! Проезжаем иногда горные деревушки. Вероятно, вскладчину иногда местные жители асфальтировали дорогу на протяжении своего села, затем она становилась снова гравийкой. Кое-где гравийка оказывалась размыта бурными водами ливневых потоков.
Я проклял все на свете. Новая поршневая!!! По
такой дороге!!! А я недоумеваю об отзывах, что это хорошая дорога. Потом
мое недоумение разрешилось, когда я имела возможность заглянуть снова в карту:
мы выбрали не ту развилку! Она должна была появиться позже.
Уже в темноте выскакиваем на М4. Заправляемся. Движение на Джубгу более оживленное. Через некоторое время на перевале начинается пробка. На горном перевале видим скутер на боку, фуру с аварийкой и разбитую легковушку. Ситуация! Разбитых легковых машин было несколько, на обоих полосах движения. На завалившемся скутере, жив и невредим (!), сидел молодой парень без шлема с убитым видом. По всему было ясно, что он – единственная причина аварий. Мне было жаль людей, которые ехали отдыхать на море или возвращались и попали из-за него…
У моря заправляемся и едем до
Туапсе, на скалы Киселева. «Хитрый» поворот к месту ночевки находим почти
сразу. Похоже, скалы Киселёва – единственное место, где можно совершенно
бесплатно поставить палатку у моря. Все остальные съезды заняты хитроумными
гражданами под платные кемпинги. Как
всегда, на скалах полно народу. Ставим палатку, ужинаем и засыпаем под шум
бьющихся волн.
День 16.
Поутру спустились со скал Киселева, искупались в Черном море. Как раз вовремя, потому что на обратном пути к палатке стали встречать отдыхающих, которые, проснувшись, потянулись к морю. Там же на берегу обнаружились источник пресной воды, бьющий из скал, и сосна, обнимающая корнями скалу в поисках влаги.
Накрашенный ноготь корней – чей-то прикол.
Здесь уже не так чисто – не хватает идеи директора турбазы.
Слои скал располагаются вертикально, образуя подобие лестницы. Очень удобно спускаться.
Самое время отправляться в путь. Долго и медленно двигались к абхазской границе, петляя по узкой дороге в потоке машин между гор. Перед глазами почти непрерывно одни селения и курорты сменялись другими. Видела девушку-байкера.
Дорога от Туапсе до Сочи показалась длинной и изматывающей. Сплошные повороты, крутые спуски и подъемы. 150км мы ехали полдня.
Загазованный Сочинский тоннель.
У границы очередь. В конце концов, объезжаем
ее. Заполняем декларации на нашей стороне, проверка документов с осмотром и
сверкой номеров двигателя и рамы, на абхазской только оформление страховки на
мотоцикл. На стоянке осмотра видим черный, конкретно захромированный Урал с
Волковскими глушителями. Спорим: конфискат или нет? Ольга пошла с пешеходами,
пришлось ее подождать на выезде.
Зачем-то я переспросила пограничника, действительно ли мне необходимо отделиться от мотоцикла и присоединиться к толпе пешеходов, пересекающих границу. Лучше бы я этого не делала! Да, сказал он. Просто пришло одномоментно несколько автобусов. Толпа напоминала митинг, с единственным отличием: все пытались поскорее протиснуться к окошечку просмотра документов. Пройдя через ЭТО, пришлось еще оформлять медицинскую страховку на каждый день, проведенный в Абхазии. Пограничник явно пытался вытрясти из меня побольше денег, сначала прибавив количество предполагаемых дней пребывания, а затем потребовав оформить страховку и на водителя мотоцикла. Я отказалась. Кстати, если внимательно изучить эту бумажку, становится ясно, что в случае травмы она ничем не поможет. То бишь «филькина грамота».
Ну вот, мы и за границей, и хотя все говорят
по-русски, некая неуловимая перемена произошла. Через 20 минут мы в Гаграх, где нам уже приготовлена комнатка в
уютном домике со стоянкой для мотоцикла.
Когда мы проехали границу, характер растительности резко поменялся. Появилось много новых видов растений. В Гаграх нас ждала мама моей подруги. Вообще в Гаграх снять жилье – не проблема. И для самых привередливых, останавливающихся только в фешенебельных местах, и для перекати-поле. На пару ночей нас вполне устраивала маленькая комнатка с 1,5-спальной кроватью и душ в отдельном павильончике.
Перед сном успеваем сходить на
пляж и полюбоваться закатом: 20.30 по местному времени.
Закат на пляже в Гаграх.