День 5
С утра по пути к гаражу прямо на дороге было множество улиток, которые упрямо ползли куда-то по своим делам. Мы старательно обходили их. Они прятались в свои хрупкие ракушки и думали, что находятся в безопасности. Одну из них я взяла на ладонь. Улитка оказалась очень любознательной.
Там же, недалеко от гаражей я нашла кусты, вперемешку увешанные малиной и улитками.
Улитки совсем не прочь полакомиться малиной.
Попрощавшись с Димой, мы отправились в краеведческий музей г.Петрозаводска.
Затем запаслись в спортивном магазине дополнительным баллоном газа и, купив
карту Карелии, двинулись на север – для начала на водопад Кивач. К нему вела длинная, узкая, петляющая
дорога. Когда мы подъехали к воротам территории заповедника Кивач, к нам быстро
подскочила тетенька с предложением заплатить 40 руб. с человека и поставить
мотоцикл на стоянку уже бесплатно. Деньги конечно смешные, но важен принцип
альтернативы. Альтернативы не было: за воротами заповедника сразу
начиналась узкая дорога без обочины. Мы
полюбовались водопадом, наибольшая привлекательность для меня заключалась в
том, что до быстрой воды можно буквально дотронуться рукой.
Водопад радовал, как радуют своим присутствием друзья. Можно было подойти по камням к бушующей воде, не обращая внимания на запрещающие таблички.
Кивач – один из самых маленьких российских заповедников: 12х14 км, но на его территории умещаются 2 реки, множество водопадов и порогов и 13 озер!
В заповеднике также есть несколько музеев, которые мы не стали посещать, продажа сувениров и дендрарий. Там же растет несколько разновидностей березы, в том числе карельская, и высокая лиственница с длинным вертикальным надрезом: след, который оставила шаровая молния. Аккуратная полоска срезанной коры на высоте нескольких метров выглядела очень необычно.
Следующей целью было найти петроглифы в низовье реки Выг.
Вокруг стояли дивные пейзажи. Манили болотистые дали, озера, леса по берегам, и замшелые камни на обочинах. Мне вспомнилась чья-то фраза о том, что Карелию не увидишь, если не съезжать с трассы. Это действительно так.
В Беломорск приехали к ночи. Впрочем, не было темно. Немного севернее, вероятно, солнце не садится вовсе. Проехав весь город, не придумали ничего лучше как остановиться на абсолютно открытой местности – на небольшом полуострове с пристанью для парома. Впрочем, никто не проявил к нам интереса.
Насыпной полуостров почти не имел деревьев. Дровами для костра послужили балки, отполированные и прибитые к «берегу» волнами.
День 6
Из Беломорска стартовали довольно поздно, почти в полдень. Сделали остановку возле Беломорских петроглифов, от сломанного моста шли до них пешком пару километров по насыпной дороге. Слева и справа от дороги виднелась топь.
Встретившие нас там подростки начали предлагать экскурсии и сувениры. Один из них держал зайчонка, пойманного, очевидно, голыми руками. Петроглифы были высечены на абсолютно гладкой скале, расположенной почему-то горизонтально относительно земли. Получилась каменная поляна с наскальными рисунками. Часть поляны была покрыта водой и, возможно, скрывала еще не распознанные рисунки.
Скандинавские лыжники – считаются одним из первых изображений людей на лыжах.
Один из самых интересных петроглифов – «Бесовы следки» (4 в. до н.э.) – мы не увидели: для сохранности скалу накрыли павильоном, который в тот день почему-то был закрыт для посещения. По описанию на этой скале огромное количество петроглифов, вдоль всей скалы тянется цепочка из 8 следов, затем изображен бес.
Направляясь к петроглифам, мы
проехали небольшую плотину, которая выходила на большое и очень красивое
каменное море. Решили сфотографировать его на обратном пути, однако, когда мы
снова подъехали к плотине, оказалось, что каменного моря уже нет. Плотину
открыли, и вода била как из пожарного шланга.
В этот день доехали до Кеми. Хотя до нее оставалось немного, сначала у нас стал заканчиваться бензин, а в результате выяснения отношений последние 15 км я прошла пешком. Зато моя коллекция пополнилась такими вот прекрасными пейзажами, которые просто невозможно было бы заснять из седла мотоцикла:
Перед самой Кемью неожиданно закончился
бензин, хотя в баке еще что-то плескалось. Пришлось трубку слива топлива
подключать к одному карбюратору и ехать до заправки на одном цилиндре. Как
оказалось позже, резервный канал в бензокране был наглухо забит грязью.
Я почувствовала себя паломником, идущим с посохом к Соловецким островам, согласно данному обету. Это было словно путешествие сквозь века. Вот и Кемь!
К порту, от которого идут суда
на Соловецкие острова, мы подъехали уже вместе, после 17.00. Оказалось, что
пароход будет только утром, правда тут же нашелся небольшой частный катерок,
капитан которого готовился везти на Соловки группу туристов. Наспех схватив
необходимые вещи, мы поспешили к ним присоединиться. Мотоцикл остался на
стоянке.
Пока шли по морю, любовались маленькими
горными островами, поздним закатом и гладью моря.
Примерно 23.30
Когда подошли к берегу, на небе осталась только заря, которая держалась до самого восхода. Высадившись на Соловецком острове, мы очутились в цивилизованном месте, чего я не ожидала. Побродив в темноте, нашли тихое безлюдное место на берегу. После этого мы поставили палатку, вкусно поужинали «солдатской кашей» и Костя лег спать, а я отправилась искать пресную воду, которая была на исходе. Сделать это в темноте было не так-то просто. Освещенными были только окна круглосуточных продуктовых магазинов, отблесков света с неба не было. Людей по дорогам шаталось много, несмотря на поздний час, – было у кого спросить, но редко расположенные колонки выглядели каким-то особым образом, – не получалось их найти. Наконец, мне повезло! Они размещались в небольших деревянных домиках без окон. Таким способом каждая колонка на острове была защищена от замерзания и заноса снегом.